Детская поликлиника №17

Детская поликлиника №17 города Ростова-на-Дону 285-03-66 пн-пт сб, вс 7:00 - 20:008:00 - 14:00 Космонавтов пр-кт, 5 Б Волкова ул, 41 А

Главная Публикации Публикации врачей Речь и условия её развития

Речь и условия её развития

Автор: Будённая Татьяна Васильевна

Должность: Логопед

                            Родное слово - основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

К. Д. Ушинский

     Речь - высшая, самая сложная и  главная психическая функция. Человек  приобретает знания и передает их посредством речи. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью - без нее невозможно активное общение. Речь является основным механизмом мышления. Овладение ребенком речью создает предпосылки специфических социальных контактов, способствуют осознанию, планированию и регуляции его поведения. Наличие речевых расстройств и тем более, полное отсутствие речи у ребенка обычно сказывается на всем его психическом развитии, отрицательно влияют на формирование характера, приводят к отклонениям в его поведении, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. Ход психического развития замедляется, что неизбежно скажется на всем процессе его школьного обучения и в дальнейшем при выборе профессии и устройстве личной жизни. Речь не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно в процессе роста и развития. Речевое здоровье ребенка является важнейшей составляющей его полноценного развития. Если заметить факторы, способствующие возникновению речевых нарушений вовремя, можно избежать или минимизировать развитие речевых и психических расстройств.

     Речь развивается при определенных условиях:
· сохранность центральной нервной системы (от ствола мозга до речевых центров коры полушарий);
· достаточные условия для созревания ЦНС (в том числе и режим сна);
· сохранность слуха (полноценный слух – важное условие формирования фонематического слуха);
· сохранность строения органов речи (особенно артикуляционного аппарата);
· сохранность иннервации речевого аппарата;
· сохранность зрения;
· наличие полноценной речевой среды с первых дней жизни;
· достаточный уровень развития моторной сферы (общей моторики, ручного праксиса (ручной умелости), артикуляционной моторики);
· достаточный уровень развития физиологического и речевого дыхания;
· развитие познавательной деятельности;
· развитие коммуникативной деятельности;
· ребенок должен быть психически здоров и обладать достаточной психической активностью;
· ребенок должен быть соматически здоров.

     Если хоть одно из этих условий нарушается, то начинается сбой в формировании языкового чутья и развитии речи от легких отклонений до тяжелой речевой патологии. Для того чтобы составить предварительное мнение о речи ребенка, можно использовать общепринятые стандарты развития речи:
- около 2 месяцев появляется «гуление» и к началу 3 месяца «лепет» (агу-агу, тя-тя, ба-ба);
- с 6 месяцев путем подражания за взрослыми произносит отдельные слоги;
- с 10-11 месяцев произносит первые слова-обозначения. По слову взрослого выполняет знакомые ему действия «Покачай лялю» и т.д.;
- к 12 месяцам понимает по слову (без жеста) несколько разученных ранее имен окружающих, названий предметов и действий. Легко подражает произносимым взрослым знакомым словам, много и разнообразно лепечет, произносит, осмыслено в пределах 10 слов;
- от 1 года до 1,6 года запас слов около 30. Понимание быстро растет, выполняет простые словесные поручения («принеси мишку»). Легко подражает часто слышимым звукосочетаниям, говорит отдельными словами, имеющими значение предложения, дополняет эмоционально выразительными жестами, мимикой и интонацией;
- от 1,6 года до 2 лет словарь употребляемых слов увеличивается до 300. Начинает употреблять 2-3 составные предложения. В словах появляются грамматические изменения, речь становится средством общения и эмоционально выразительной.
- к 3 годам может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы, которых ранее непосредственно воспринимались ребенком. Воспроизводит слышанные стихи и песни. В словарный запас входят все части речи (кроме причастия и деепричастия) до 1200-1500 слов. Говорит сложными фразами, рассказывает о виденном несколькими предложениями, но отрывочными, произношение становится правильное (за исключением шипящих «л», «р»);
- в 4 года пользуется в речи простыми и сложными предложениями грамматически правильно оформленными, заканчивается формирование правильного произношения;
- в 5 лет пользуется структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, пересказывает сказку (рассказ) без дополнительных вопросов, дифференцирует все звуки.

Когда развитие речи отличается от этих норм необходимо обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, психиатру, сурдологу).

Существует критический период для освоения языка. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центров речи, утрачивается. Маугли — один из литературных примеров потери речевой функции.

Речевое здоровье вашего ребенка в ваших руках!